Внимание! Всем учащимся!
С 1 сентября 2015 г . стартует школьный этап Всероссийского конкурса сочинений!
Для написания сочинений в Крымском регионе определены примерные тематические направления:
— 155 лет со дня рождения Чехова А.П.
— 145 лет со дня рождения Куприна А.И.
— 135 лет со дня рождения Грина А.С.
— 250 лет первой публикации книги «Басни» И.А. Крылова
— 50лет роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»
— 70-летие Победы в Великой Отечественной войне
— История российского предпринимательства (меценаты)
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП Всероссийского конкурса сочинений БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В ГИМНАЗИИ 12 СЕНТЯБРЯ 2015 Г. (время будет сообщено дополнительно!)
Для участия в конкурсе необходимо подать заявку своему учителю русского языка до 10.09.2015 (четверг), на основании которых будут сформированы списки участников!
Специфика жанров конкурсных работ.
В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе (приложение 1).
Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.
Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий. Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям «История моего знакомства с …. (писателем или произведением)».
Жанр – рассказ. «О чем книги говорят по ночам».
Жанр – сказка. «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)».
Жанр – письмо. «Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина».
Жанр – заочная экскурсия. «Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого».
Жанр – очерк. «Слово о Грибоедове».
Жанр – слово. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»).
Жанр – эссе. «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»).
Жанр – эссе. «В нашем городе есть памятник…» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне).
Жанр – очерк, заочная экскурсия. «История страны – это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ).
Жанр – рассказ, очерк. «Театральный музей – дело жизни А.А. Бахрушина».
Жанр – заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово. Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего бала.
Приложение 1
Жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе
Рассказ
1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Сказка
1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.
Письмо
1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
Заочная экскурсия
1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
Очерк
1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.
Слово
1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
Эссе
1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.